Работаем с 1943 года

Институт развития образования Кузбасса

Социокультурное проектирование как современная технология решения социальных проблем средствами культуры, в условиях максимальной неопределенности задач и огромной вариативности их возможных решений.

Основу социального проектирования в образовании составляет творческая деятельность, с опорой на анализ социально-значимых проблем и причин их возникновения, выработке целей и задач, характеризующих желаемое конечное состояние объекта проектной деятельности, разработке путей и средств достижения поставленных целей.

К таким проектам, которые по сути своей, призваны улучшить качество образования, относится проект «Научно-методическое сопровождение реализации программ обучения и воспитания обучающихся организациями Кузбасса, осуществляющими образовательную деятельность в условиях поликультурной социальной среды в 2021/2023 годах».

Региональный реализуется в КРИПКиПРО с целью совершенствования профессиональной компетентности учителей, осуществляющих образовательную деятельность на уровне начального и основного общего образования в условиях современной поликультурной образовательной среды, в области изучения языкового и культурно-исторического наследия народов Российской Федерации

С 2021 года в институте создана рабочая группа в составе представителей структурных подразделений: кафедр КРИПКиПРО: гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин (ГиХЭД), начального общего образования (НОО), проблем воспитания и дополнительного образования (ПВиДО), психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специально-коррекционного образования (ПиСПСОиСКО), и Центра развития иноязычного образования (Центр РИО).

Ежегодно разрабатывается Дорожная карта мероприятий, в соответствии с которой с учетом дефицитов и профессиональных затруднений педагогов в реализации образовательных отношений в условиях поликультурной социальной среды и реализуются образовательные мероприятия с участием педагогов опорных площадок КРИПКиПРО (всего 18 школ) по направлениям:

1. Использование интерактивных технологий и современных методик обучения и формирования гражданской идентичности личности (включая билингвов и инофонов) средствами учебных предметов и внеурочной деятельности учащихся.

  • МБОУ «СОШ №15 имени В. JI. Гриневича» города Прокопьевска
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Калтан
  • МБОУ «ООШ № 89» г. Новокузнецка
  • МАОУ «Гимназия города Юрги»

2. Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды.

  • МБОУ «Бековская ООШ» Беловского МР
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Юрга
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 94» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Гимназия № 12» Ленинск-Кузнецкого ГО
  • МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» Киселевского ГО
  • МБОУ «СОШ № 15» п. Мундыбаш
  • МБОУ «СОШ № 99» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Лицей № 104» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Гимназия № 10 имени Ф.М. Достоевского» г. Новокузнецка
  • МБОУ «Гимназия № 32» г. Новокузнецка

3. Лингвокультурное содержание обучения детей второму/третьему иностранному языку в современной школе.

  • МБОУ «СОШ № 2» Прокопьевского ГО
  • МБОУ «ООШ № 100 имени С. Е. Цветкова» г. Новокузнецка

4. Духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающихся на занятиях предметной области «Искусство».

  • МБОУ «Старопестеревская СОШ» Беловского МР
  • МБОУ «СОШ № 11» Киселевского ГО

Тематика образовательных мероприятий с участием педагогов опорных площадок и других образовательных организаций:

  • особенности формирования поликультурной личности обучающихся на уровне начального общего и основного общего образования,
  • содержание и реализация программ внеурочной деятельности с поликультурной тематикой, и реализация регионального компонента, отражающего культурное многообразие России и Кузбасса,
  • содержание и реализация программ для дополнительных учебных занятий детей по освоению русского языка как государственного и родного языка для успешного перехода детей-мигрантов к новой системе обучения;
  • использование методов поликультурного образования;
  • планирование учебной деятельности как диалога носителей различных культур.

Для организации курсов повышения квалификации (ПК) педагогов в содержание дополнительных профессиональных программ ПК и для учителей социально-гуманитарных и художественно-эстетических дисциплин включен новый обучающий модуль, направленный на актуализацию поликультурной компетенции педагогов по вопросам поликультурного просвещения обучающихся:

  1. «Тьюторское сопровождение горизонтального обучения учителей начальных классов в профессиональных сообществах» (Модуль «Основные проблемы межкультурной коммуникации»)
  2. «Современные методики преподавания русского языка и литературы как средство достижения планируемых образовательных результатов обучающихся» (Модуль «Нормативное и учебно-методическое обеспечение преподавания предметной области «Родной язык и родная литература»).
  3. «Современные методики преподавания истории и обществознания как средство достижения планируемых образовательных результатов». (Модуль «Изучении истории родного края»).
  4. «Современная образовательная среда и инновационные технологии обучения иностранному языку» («Методика билингвального образования»).

Составлены методические рекомендации «Особенности преподавания учебных предметов в 2022-2023 учебном году», в которых сформулированы задачи становления духовно-нравственной личности обучающихся с использованием регионального компонента. Особое внимание в рекомендациях уделено вопросам формирования комфортной поликультурной образовательной среды в преподавании русского языка и литературы, родного языка и родной литературы на уроках и во внеурочной деятельности.

Методические рекомендации, раскрывающие особенности организации психолого-педагогического сопровождения младших школьников в обучении русскому языку как неродному, предлагает кафедра психологического и социально-педагогического сопровождения общего и специально-коррекционного образования (ПиСПСОиСКО) учителям, работающим с детьми мигрантов (билингвами и инофонами).

При поддержке общественных образовательных организаций (Кемеровского РООО "Ассоциация учителей литературы и русского языка (АССУЛ), РО Ассоциации учителей истории и обществознания, РПМО учителей ПО «Искусство» и РПМО учителей иностранных языков, РПМО учителей начальных классов) обобщен опыт по обучению и воспитанию детей, включая билингвов и инофонов, в условиях поликультурной социальной среды:

  1. МБОУ «Гимназия №12» Ленинск-Кузнецкий ГО (опыт реализации программы курса внеурочной деятельности по освоению обучающимися духовно-нравственных традиций русского народа «Традиционные праздники как средство формирования гражданской идентичности личности обучающегося в поликультурной образовательной среде» как масштабный проект школы по вовлечению обучающихся в контекст национальных традиций и праздников народов России; Неведрова Елена Викторовна, директор; Чуклина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы);
  2. МБОУ «Бековская ООШ» Беловский МО (отработана модель школы по созданию поликультурной образовательной среды средствами урочной и внеурочной деятельности с учащимися билингвами и инофонами; опыт изучения телеутского языка как на уроках технологии, ИЗО, так и во внеурочной деятельности, в формате проектных работ обучающихся, Чебелькова Галина Николаевна, директор; Хамадиярова Зоя Кузьминична, учитель технологии и ИЗО);
  3. МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 14» г. Юрга «Модель домашнего краеведческого музея в учебно-воспитательном процессе образовательного учреждения», Юрченко Галина Сергеевна, учитель ИЗО);
  4. МБОУ «Михайловская СОШ» Прокопьевского МО (модель социализации обучающихся в условиях поликультурной среды сельской школы и реализации этнокультурного компонента в образовании, с учетом статистики национальной принадлежности учащихся и работников школы (более 80%) имеют принадлежность к чувашскому народу; Сидорова Елена Сергеевна, зам. директора по воспитательной работе);
  5. МКОУ «Зимниковская ООШ» Юргинского МО, (опыт занятий внеурочной деятельности «Изучение родного края и культуры малых народов», модель гражданско-патриотического воспитания школьников с использованием программ изучения татарского языка, культуры и традиций татарского народа «Наш край», «Вокал», «Ритмика и танцы», «Вдохновение» Сайфулина Евгения Сергеевна, зам. директора);
  6. МКОУ «Детский дом-школа «Родник» Таштагольского МР, (модель музыкально-эстетического развития обучающихся в условиях этнокультурной социально-образовательной среды в детском доме-школе, Адыякова Ольга Викторовна, учитель музыки и ИЗО);
  7. МБОУ «Школа № 18», Прокопьевский ГО (Опыт изучения музыкальной культуры шорского народа на уроках и во внеурочной деятельности),
  8. МБОУ «Калаческая СОШ», Прокопьевский МО (Опыт изучения музыкальной культуры шорского народа на уроках и во внеурочной деятельности, Агаркова Татьяна Анатольевна, учитель музыки);
  9. МБОУ «СОШ № 28», Киселевский ГО (опыт работы с родителями в рамках реализации программы воспитания. Заместитель директора по ВР Казанцева Т.Е., Виноградова Н.Н., учитель русского языка и литературы, победитель регионального и участник федерального этапа Всероссийского конкурса методических разработок для преподавателей русского государственного и родных языков народов Российской Федерации (март-апрель 2022г) на муниципальном уровне открытое занятие ВУД по поликультурному воспитанию «Литературная гостиная»;
  10. «Средняя общеобразовательная школа № 94» Новокузнецкий ГО - городской практико-ориентированный семинар «Внеурочная деятельность как средство развития и самореализации школьника» (21.03.2022г., детей–мигрантов 11 человек, для них родным языком являются-казахский, таджикский, киргизский, армянский), на школьном семинаре: «Особенности организации внеурочной деятельности обучающихся и формирования российской гражданской идентичности личности в условиях поликультурной образовательной среды» (17.05.2022г.);
  11. МБОУ «СОШ № 2» Прокопьевский ГО, (детей–мигрантов 2 человека, для них родным языком является узбекский, таджикский) Составлены программы: Рабочая программа учебного предмета «Второй иностранный язык (немецкий), 5-6 кл.», сценарии мероприятий (сайт школы), статья «Второй иностранный на «5»!»);
  12. МБОУ г. Новокузнецка «СОШ № 99»; «Лицей № 104» г. Новокузнецка; «Гимназия № 10 имени Ф.М. Достоевского» г. Новокузнецка; «Гимназия № 32» г. Новокузнецка. (Опыт участия в онлайн-лаборатории, организованной издательством «Академкнига/Учебник с целью внедрения в образовательную практику ВУД инновационных технологий «Как научить писать сочинения каждого ученика в своем классе»; 24 октября – 20 ноября 2022 г. учителя начальных классов, участники опорных площадок, в кол-ве 36 человек, приняли участие в 4-х занятиях лаборатории, составлена заявка на включение издания в план издательской деятельности РИО МАОУ ДПО ИПК на II квартал 2023г.: «Программа внеурочной деятельности младших школьников «Пишем сочинение на отлично»: методические рекомендации (из опыта работы), объемом 30страниц, тираж 100 экз.);
  13. МБОУ СОШ № 15 имени В.Л. Гриневича» Прокопьевского ГО, (детей–мигрантов 3 человека, родной язык – таджикский; опыт участия в конкурсах: российско-китайский фестиваль детского творчества - участник (ждем результат); муниципальный тур регионального конкурса «Дети Азии: раскрасим мир вместе» - 6 призеров, 4-8 класс; - городской конкурс прикладного народного творчества «Славянское содружество» - 6 призеров, 3-9 кл. опыт реализации: Рабочая программа «Родной язык (русский)», «Родная литература (русская)»; «Второй иностранный язык (немецкий) 5-9 кл.»; рабочие программы занятий ВУД «Народоведение. 1-4 кл.»; «Человек, общество, мир. 8 класс»; «Межнациональные отношения и современность. 9 класс». - сценарии мероприятий: «Масленица», фестиваль «Юность. Победа. Весна», День народного единства», «День Матери»; методические рекомендации (на сайте школы).

Итоги реализации проекта на образовательных мероприятиях различного уровня представлены в форме мастер-классов с участием педагогов опорных площадок (18 школ) и других образовательных организаций (17):

1. Августовский педагогический совет за два года-2021, 2022:

  • МБОУ «СОШ № 80» г. Кемерово опыт по формированию поликультурной образовательной среды средствами реализации программ внеурочной деятельности, изучения русского языка как иностранного, опыта применения методик и приемов работы с учащимися-инофонами и учащимися-билингвами на уроках и во ВУД в пришкольном лагере «Белый аист» (Галушкина Ольга Васильевна, директор, Порохина Татьяна Викторовна, учитель русского языка и литературы).
    МБОУ «Лицей № 89» г. Кемерово - опыт проведения Дней славянской письменности, Быданова Марина Васильевна и Найденова Лариса Васильевна, учителя русского языка и литературы
  • «Губернаторской специальной ООШ» Топкинского района - опыт реализации программы курса внеурочной деятельности «Русь Православная», позволяющий познакомить учащихся с особенностями разных религий и культур, что способствует формированию толерантного поведения; Лебедева Яна Александровна, учитель русского языка и литературы.
  • МБОУ «СОШ № 36» г. Кемерово - опыт проектной деятельности по антропонимии, изучению личных имен и фамилий как средство повышения мотивации к обучению в поликультурной среде; Афанасьева Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы.
  • МАОУ «СОШ № 160» г. Тайги - опыт реализации технологии «языковой портфель» как средство успешного изучения русского языка инофонами и билингвами; Семушкина Ирина Витальевна, учитель русского языка и литературы.
  • МБОУ ДПО «НМЦ» Ленинск-Кузнецкого ГО, фестиваль «Кузбасс многонациональный», направленный на формирование интереса школьников и педагогов к традициям, культуре, быту народов, живущих в Кузбассе, проходит в образовательных организациях г. Ленинск-Кузнецкий с 2014г., Алла Викторовна Самойлова, методист НМЦ.
  • МБОУ «СОШ № 22» г. Анжеро-Судженск - опыт формирования функциональной грамотности обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» (Разохотская Мария Валерьевна, учитель иностранного языка).
  • НМБОУ «Гимназия № 11» г. Анжеро-Судженск - опыт формирования читательской грамотности обучающихся средствами учебного предмета «Иностранный язык» (Туркотова Елена Александровна, учитель английского языка).

2. Всероссийская научно-практическая конференция «Научно-методическое сопровождение реализации ФГОС: опыт, проблемы, пути их преодоления», телемост «Поликультурная образовательная среда Кузбасса: опыт, стратегии, перспективы» и Методическая мастерская по проблеме реализации требований обновленных ФГОС и достижению планируемых образовательных результатов (2 ноября 2021 года; и 2 ноября 2022 года).

3. Форум «Дни истории в Кузбассе», треки «Кузбасс поликультурный» -презентация опыта формирования поликультурной среды (26 января 2022 года, 26 января 2023 г. запланировано участие 2 опорных площадок).

4. Кузбасский образовательный форум (КОФ), февраль 2022 года., под девизом «Быть образованным и культурным – это престижно!» - фестиваль проектов по созданию поликультурной среды Кузбасса «В единстве наша сила» - представлены проекты:

  • МБОУ «Гимназия № 25» г. Кемерово, «Внеурочные занятия как форма воспитания обучающихся на культурном наследии телеутов», Посконная Жанна Вениаминовна, учитель музыки;
  • МБОУ «Промышленновская СОШ № 56» Промышленновского МО- опыт изучения культурных традиций чувашского народа на уроках ИЗО, музыки и занятиях внеурочной деятельности; Вологина Надежда Николаевна, учитель музыки, Коршунова Юлия Петровна, учитель ИЗО;
  • МБОУ «СОШ № 11» г. Кемерово - модель поликультурного воспитания младших школьников через проектную деятельность, Якушина Татьяна Анатольевна и Сидорова Анна Викторовна, учителя начальных классов.
  • МБОУ «СОШ № 3» Мысковский ГО -проект по изучению кузбасской литературы в поликультурной образовательной среде, включающий проведение научно-практической конференции с защитой научно-исследовательских работ обучающихся, посвященных творчеству кузбасских писателей. Проект способствует развитию интереса к истории и культуре родного края, малой родины, формированию гражданской идентичности учеников, популяризации кузбасской литературы, вовлечению обучающихся в научно-исследовательскую и творческую деятельности по освоению наследия писателей Кузбасса; Светлана Владимировна Калинина, учитель русского языка и литературы.

27 января 2023 года при поддержке РО «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Кемеровской области на базе МБОУ «Основная общеобразовательная школа № 3» г. Мыски состоялась региональная научно-практическая конференция «С любовью к Кузбассу», посвященная 90-летию со дня рождения замечательного кузбасского поэта Игоря Михайловича Киселева. В конференции приняли участие более 70 учащихся разных школ Кузбасса, представивших как научно-исследовательские работы о творчестве Игоря Киселева, так и авторское литературно-творческое прочтение стихотворений поэта. В рамках конференции работала выставка рисунков, посвященных творчеству И. М. Киселева. На секциях «Литературная», «Научно-исследовательская», «Художественная» были представлены доклады, чтение стихов, художественное творчество учащихся 

Компетентное жюри (Ащеулова И. В., методист кафедры ГиХЭД КРИПКиПРО, канд. филол. наук, доцент; Копысов В. И., поэт, руководитель литературного объединения «Экспромт»; Аксенова Т. С., учитель русского языка и литературы, руководитель МО учителей русского языка и литературы г. Мыски) выделило лучшие работы в двух уровнях: начальная школа (1-4 классы) и основная школа (5-9 класс). Работа признана плодотворной и будет продолжена в следующем году.

Проведены конкурсные мероприятия для педагогов Кузбасса:

  1. Региональный конкурс «Художественное и музыкальное творчество педагогов» по теме «Я, ты, он, она, вместе – целая страна, вместе – дружная семья…», состоялся в январе-мае 2022 г. , позволил подчеркнуть многообразие народностей, проживающих в Кузбассе, изучить многонациональные песни в исполнении педагогов, тематические художественные полотна поликультурной тематики – все это показатель интереса и желания педагогов изучать, понимать и чувствовать тонкости поликультурной среды региона (109 участников).
  2. Региональный фонетический конкурс для учащихся 4 классов «Яркий мир звуков» (декабрь 2021г.). - с целью инициации и укрепления субъектной позиции ученика-мигранта к учебной деятельности организован центром РИО. Конкурс направлен на повышение учебной мотивации изучения иностранного языка у детей-мигрантов и преодоление языковых и социокультурных барьеров, препятствующих успешному вовлечению учащихся в различные виды внеурочной образовательной деятельности. В конкурсе приняли участие 127 школьников из 68 школ Кузбасса. В номинации конкурса «Чтение стихотворения на родном языке (кроме русского)» были представлены стихи на армянском, азербайджанском, таджикском, татарском языках.
  3. Завершился региональный конкурс на лучшие учебно-методические и дидактические материалы «Многонациональный Кузбасс…» (17 ноября 2022 года 20 01.2023 года), участники которого (90 человек) представили собственный опыт работы с обучающимися в условиях поликультурной социальной среды. Положение размещено на странице Ассоциации учителей литературы и русского языка сайта КРИПКиПРО. Итоги конкурса будут размещены на сайте института до 10.02.2023 года.-

Совместная деятельность с Центром языков и культур народов Сибири Новокузнецкого института-филиала КемГУ, в лице руководителя Елены Николаевны Чайковской, канд. педагог. наук, доцент кафедры русского языка и литературы НФИ КемГУ, осуществляется в формате веб-семинаров, направленных на знакомство учителей-филологов с курсом изучения шорской литературы. Е. Н. Чайковская предлагает учителям-практикам методические разработки по организации обучения шорскому языку Электронная библиотека - Виртуальная школа - Каталог файлов - Ассоциация шорского народа Шория (xn--h1alg4a1b.xn--p1acf)

Опубликованы материалы из опыта работы педагогов Кузбасса:

  1. Ащеулова, И. В. Современный литературный процесс в России и его изучение в школе /учебное пособие. - Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2021. - 151с. Текст: непосредственный. – ISBN 978-5-7148-0738-1.
  2. Ащеулова, И. В. Шорская сказка в учебном предмете «Родная (русская) литература». ЯЗЫК. КУЛЬТУРА. ЭТНОС. Чтения памяти Э. Ф. и Ф. Г. Чиспияковых: сборник научных статей / науч. ред. В. М. Телякова; отв. ред. И. А. Пушкарёва; М-во образования и науки РФ, Кузбасский гуманитарно-педагогический ин-т Кемеров. гос. ун-та. – Новокузнецк: КГПИ КемГУ ; Красноярск : Sitall, 2021 – 432 с., цв. вкл. ISBN 978-5-98708-131-0. С. 85-94.
  3. Образ Кузбасса на уроках родного (русского) языка, родной (русской) литературы и во внеурочной деятельности: методические материалы /составитель И. В. Ащеулова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2022. - 76 с.
  4. С любовью к Кузбассу: патриотическое воспитание детей дошкольного возраста на краеведческом материале: методические материалы / сост.: И. Л. Шаталова, Н. П. Сокольникова, Л. А. Лысенко. Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2021. – 86 с. –– Текст : непосредственный
  5. Формирование культуроведческой компетенции обучающихся на уроках русского языка и литературы как средство адаптации личности инофонов и билингвов: методические материалы / сост.: И.Г. Вертилецкая, Т. В. Порохина. – 2021. – Текст : непосредственный

Работа по реализации проекта и по подготовке подрастающего поколения к жизни в условиях динамично меняющегося поликультурного мира будет продолжена в аспектах:

  1. Использование технологий обучения и воспитания в условиях поликультурной социальной среды, включая обучение русскому языку детей-билингвов и инофонов средствами родного языка, истории и культуры народов Российской Федерации;
  2. изучение родных языков, в том числе родного русского языка как посредника изучения другого предмета, или другого иностранного языка для детей инофонов, а также родных языков коренных народов Кузбасса.

Дорогие коллеги, спасибо всем за работу!

Надеемся на дальнейшее плодотворное сотрудничество и ждем ваших заявок для проведения совместных образовательных мероприятий в 2023-2024 уч. году. Сроки подачи заявки: до 15.03.2023 г. включительно.

Вертилецкая Инга Геннадьевна, канд. пед. наук, доцент, заведующая КГиХЭД КРИПКиПРО (+7-903-943-76-02, inga-vertil@mail.ru)


© 2024 ИРО Кузбасса